Итак, завершился первый велотур по Израилю по маршруту Иерусалим - Красное море. Было не просто
, но всем весьма понравилось.
основные итоги:
1. получился хороший обзорный маршрут по шоссе.
2. Трафика на шоссейных дорогах Израиля, где проходил маршрут, нет. Правда, не скрою из Иерусалима мы выехали в Шабат, а кусок дороги до Эйлата проехали в шиши вечером и в шабат утром. Честно говоря, завидую я людям, которые предупреждали (спасибо, я насторожился) меня о "трафике". Нам бы такой трафик в Ленобласти и таких водителей! Мало того, что дороги пустые, так еще и обочины достигают метров полутора ширины! И это при том, что номера дорог зловещие: 40, 90. не 9876543б. Натурально "трассы", а никто не ездит.
3. случилось у нас травм. В Израиле есть где попадать, но как водится один участник упал на абсолютно ровном месте. итог - перелом ОБЕИХ руг. ПОзнакомились с работой Магендавид Адом. Что тут сказать? Обидно - дозвон с ПЕРВОГО Раза по МОБИЛЬНМОУ ТЕЛЕФОНУ 101, приехали к нам минут через 15, хотя по израильским меркам это было "глушь" - дорога от 25 шоссе на Махтеш Гадоль. Что тут сказать? Правда, стоила эвакуация и операция 1700 шакелей, которые потом должна вернуть страховая в России.
4. Удивительно доброжелательное население, причем с обеих сторон - и евреи и арабы нас встречали тепло. Я даже удивился - араб в восточном Иерусалиме бросился на дорогу показывать что по его мнению мы не туда завернули. При том что мы в шлемах, шортах - словом видно что не арабы. Другой случай – отстал у нас человек, я уж планировал машину за ним послать, но вдруг вижу – едет. Я удивился, как? А вот, говорит, стою без сил, пью воду, подъезжает Эгед, открывает дверь, спрашивает, в чем дело? Так вот, грю, устал, воду пью – ну давай я тебя до ребят подвезу . (бесплатно). Миша после этого говорил, что на святой земле чудеса случаются.
5. в стране обнаружены и минусы. Это бетахон. Конечно, дело серьезное, и ничего не попишешь, но зашкаливает. на цомет Йерихо останавливает нас машина и говорит, что в Эйн Геди низя, а надо заранее заказывать милицейский экскорт. Не Россия, увы, уговорить бетахонщика нельзя, а о том, чтобы коррумпировать и думать нечего. Битый час я пытался прояснить ситуацию, потом погрузил на микроавтобус первую партию людей и повез в Эйн Геди. Возвращаюсь – а все наши уже на дороге! Что такое? У бетахона кончилась смена минут через 20 после моего отъезда и он просто уехал, а наши просто поехала далее. Вообще безопасность в Израиле в ментальности людей понятие очень широкое. Например, от Мидрешет Бен Гурион собираемся вниз к Эйн Авдат, подъезжает машина с эмблемами нацпарков, и предупреждает, как опасно ездить по джиповкам на велосипеде (мы не планировали, жанр другой), а в нац парках по джиповкам на великах ездить почему то запрещено. Трогательная забота! Эти люди имеют понятие об опасности как у аквариумных рыб (в плане не терроризма, конечно, а просто по жизни). Предполагаю, что такие люди, попадая к нам в Россию просто не должны выходить из отеля. Мало ли что, ведь очень опасно!
6. Климат. Вот климат в Израиле суров. Во всяком случае, в его южной части. Не шуточки. Акклиматизацию мы проходили недостаточно и не в нужном месте. Акклиматизация в Иерусалиме мало что дает. Для нас, приехавших из плюс трех в плюс 27 с жутким солнцем, это было тяжко. По нормальному акклиматизировались лишь к Мицпе Рамону, а может просто за Мицпе Рамоном температура понизилась, так как по небу ходили тучки, солнца не было, но дождь так и не пошел. Время похода выбрано удачно – оба моря теплые, но никто не получил тепловых ударов при езде. Выезжали, правда рано (7 утра), особенно на подъем от Мертвого моря, и по утренней прохладе вкатили без больших проблем.
7. Более 10 000 евро оставлено в местной экономике, в том числе, в арабском секторе.
8. Крупных проблем не было, но: прокат великов в Израиле весьма так себе. Нашли один, но велики – так себе. Мне поставили резину с развитыми шипами, 2.35 дюйма, да с мягкой вилкой. Неприятный случай был у меня с автомобилем – я заказал Форд Транзит, или машину «того же класса» как гласила форма заявки. Получил Н1. Ну, по количеству сидений, эти машины, положим, совпадают, но Транзит по объему минимум в полтора раза больше!
9. Еще из хорошего – слухи о том, что в Израиле не держат слово не подтвердились – все гостиницы, все заказанное было поставлено, в том числе у арабов. В полном объеме без проблем.
10. Из плохого – ночевка у бедуинов замечательная, покатался я на верблюде поел местную кухню, все такое, но немного резануло то, что главный тамошний бедуин Авиноам, его помощник – ну… как бы сказать? Не буду сказать, вы поймете все и так. Один из бедуинов отлично говорит по русски, и жил ранее в Луганске .
11. У нас почти все дни дул сильный северный ветер, что было приятно. Вроде как видели мы Трансизраильскую велодорожку в районе Йотваты…
В целом всем понравилось, но сильно портит бетахон. После прохождения бетахона в Бен Гурионе, где у людей отнимали например пассатижи, гаечный ключ на 15, эксцентрик (досмотр личных вещей идет после отправки багажа) – что тут сказать? Кто то отнесся «с пониманием», а кто-то кричал «проклятая страна тупиц (про евреев ) и уродов!» - истерика случилась! Увы, вижу тут и мою недоработку. Я мог бы людей подготовить и предупредить, чтобы они легче пережили досмотр, не брали с собой ключи, педали. Но я и в голову не мог взять, что педали, которые мы часто берем с собой по карманам (из-за перевеса), могут быть рассмотрены как оружие? Или как что? Не знаю как что, но на борт нельзя. Впрочем бетахон и в России тоже дает стране угля. пРилетаем на пересадку в Калининград, имея купленный в такс фри для пережития проблем с Бен гурионом коньяк, выпитый наполовину… Они хотели у нас его отнять! Дескать, коньяк открыт. Я уж предполагал допить его немедленно прямо из горла чтоб врагу не достался, но их удовлетворил чек из такс фри. Честно говоря, предупреждай, не предупреждай – а в марте, когда меня досматривали почти три часа – я тоже был на грани нервного срыва.
12. Приятный момент израильские цены. После Голландии или Финляндии чувствуешь себя много лучше. Приятно качество еды. Вкусно, все свежее, зелени море, фрукты –овощи бесплатно раздают. Ведь нельзя же иначе полагать, что апельсин свежий крупный 40 руб килограмм – это за деньги? Дыни прекрасные. Арбузы – отстой. Гранаты чудесные. А какой я стейк ел в Эйлате? Не бюджетно (112 шакелей) но такого стейка я не ел нигде более.
Что сказать о будущем? Этот маршрут состоялся, и второе его издание будет в следующем ноябре. Я боюсь ставить маршрут на февраль-март, так как мне кажется, что в это время года сложновато будет с акклиматизацией, да и роза ветров будет вероятно не столь прекрасна как было в этот раз. ОДИН день встречного ветра, на 9 попутного! Причем очень сильного – пустыня ж.
Хотелось бы поставить еще маршрут по северу страны, а также по шетаху. Нет сомнения что по шетаху еще интереснее будет, но потянут ли наши люди? Будем ждать ТрансИзраильскую велодорожку.
ЗЫ – кто нибудь понимает в чем были причины нашего остановления на цомет Йерихо? Что от нас хотели?