вот еще потенциальная причина ощущения жесткой вилки - слишком большой сэг у амортизатора. иногда это взаимосвязано, т.е. для оптимальной работы на некоторых рамах (например у меня) сэг вилки и аморта должны быть близки.
в двух словах (и по возможности не нудно):
когда у аморта сэг гораздо больше чем у вилки, то велосипед проседает на заднее колесо, и обычно база при этом укорачивается - сзади. Т.е. расстояние от каретки/седла до "заднего колеса" (в кавычках, потому что колесо большое; но скажем что до втулки, ну или до точки контакта с поверхностью) уменьшается. Только сзади, спереди остается. Как результат вес перераспределяется назад, и вилка начинает больше дергать руль при неровностях.
Все это будет происходить на средне-длинноходных велах, на короткоходных обычно амортизация нелинейная.
Кстати, такое же может происходить если на достаточно длинноходном велосипеде (ну скажем больше 6" дюймов) вилка будет прогрессивная, а аморт - линейный. Только я не уверен что для достаточно длинноходных велосипедов есть прогрессивные вилкие/амортизаторы.
Разумеется геометрия/схема подвески имеет значение, и возможно что не на всех велосипедах это ощущается. На моем велосипеде это происходит и (мной) ощущается, точнее, произошло и ощутилось по ошибке. Из за грязи вышло немножко воздуха, и вместо 175 пси в амортизаторе оказалось 140. После того как я это заметил, то решил поэксперементировать с сэгом, и таки да, воспроизводится. Потом уже подумал как оно может происходить, и пришел к выводу что из-за измененной расцентровки.