Ход вилки это только один из параметров вилки. Так как ход легко сравнивать, то вилки разделяют на категории по "ходу". На самом деле, важными параметрами являются вес вилки, жесткость (в нескольких плоскостях) и плюшевость.
Скажу сразу - про фрирайд (дроппинг), дерт, слоупстайил я знаю очень мало, поэтому все что я скажу ниже про эти стили - основано на слухах.
Итак.....
Сначала базовые понятия:
- Длина вилки (расстояние ось-корона, по аглийски "axle-to-crown")
- Ход вилки
- Вес вилки (в граммах)
- Торсионная жесткость вилки (тут единицами измерения меньше пользуются, а скорее категориями - "гибкая", "нормальная", "жесткая")
- Продольная жесткость вилки (дитто)
- Чувствительность амортизации - "плюшевая", "нормальная", "дубовая"
В принципе, чем легче вилка, тем, скорее всего, она будет "мягче". Соответсвенно, чем "жестче" вилка, тем, скорее всего, она будет тяжелее.
Двухкоронки в принципе жестче однокоронок.
Чем больше диаметр "ног", тем жестче будет вилка.
Для кросс-кантри (олимпийской дисциплины) используются вилки ходом до 80 мм (для марафонов до 100 мм), как можно более легкие. Вилка SID фирмы RockShox при очень низком весе отличается весьма низкой жесткостью. Тем не менее, SID уважаемая вилка. Ход SID - 63 mm. Используются только воздушные вилки.
Для покатушек (trail bikes, "легкий all-mountain") используются ходы от 100 до 140 мм. Требования по весу менее жесткие, требования по жесткости - более весомые. В основном используются воздушные вилки, но иногда можно встретить пружинные. Пружинные более тяжелые, но более "плюшевые".
Для соревнований по скоростному спуску (downhill) используются вилки от 140 до 203 мм хода. Чем ровнее маршрут, тем короче будет вилка (если конечно ездок может позволить себе менять вилки перед каждым соревнованием). Чем жестче и чем плюшевее вилка для скоростого спуска, тем лучше будет управляемость велосипеда.
Для прыжков вилки должны быть "дубовыми". Чем "плюшевее" вилка, тем больше энергии уйдет на работу амортизатора, вместо подьема велосипеда вверх. С другой стороны, при приземлении вилка должна поглощать энергию. Поэтому на прыжках используют короткоходные вилки с высоким коэффициентом компрессии и низкой скоростью возврата. Такая вилка позволит высоко взлететь, и поглотит удар при приземлении. Ход - 100-120 мм.
Для фрирайда - честно говоря, не знаю.
Для all-mountain (в моей интерпретации) - 140-160 mm хода.
В графическом представлении:
80 cross- dirt
100 country --"-- trail bikes
120 --"-- --"--
140 --"-- all-mountain downhilll
160 --"-- --"--
180 freeride --"--
200 --"-- --"--
----------------------------------------------------------------------------
"дубовые" "плюшевые"
"гибкие" "жесткие"