Если по простому и без философии (Санчез, Темпо: если меня будет заносить в философию то поправьте):
Железо бывает хорошее и не очень. А еще оно бывает большое и не очень. И большое не значит хорошее, ну и наоборот.
Большие тормоза нужны при определенных условиях. При других условиях они мешают. Про это есть целая тема.
Большие оси призваны решать три проблемы:
1. При очень сильных ударах 5мм (9 мм в меньшей мере, но тем не менее) ось экцентрика может погнуться. Поэтому для очень сильных ударов (многометровые прыжки) экцентрики не применяются.
2. Экцентрик обладает определенной гибкостью. При спринте или быстром (быстром: за 30 км/ч) повороте на него прилагаются значительные усилия вилкой, с одной стороны и колесом с другой. Эти силы могут повернуть колесо на угол, непредусмотренный ездоком.
3. Вилки обладают гибкостью, причем все. На поворотах изгибаются не только экцентрики, но и вилки. Чем длиннее вилка, тем в большей мере эта гибкость выражается. Вилка с экцентриком ведет себя как вилка, в то время как вилка с осью ведет себя как рамка - более прочная конструкция на изгиб.
Таким образом, ось положительно сказывается на управлении велосипедом. И чем важнее управление, тем весомее вклад оси. Не стоит правда забывать о том что цепи рвутся на слабых звеньях, и если ось супер-прочная но колеса мягкие, то вилка будет прямее, а колеса кривее. Равно как и рама - для хорошего контроля за велосипедом рама должна быть твердой.
Возвращаясь к осям: если оси такие великолепные, то почему же ее не ставят на все велосипеды?
Во первых ось больше весит. На кросс-кантри вес решает многое, так как каждые полкило лишнего веса сильно сказываются на подьемах. Конечно же если не выкладываться по полной программе то можно и "мешок с картошкой из украины" с собой тащить (впомнилось про Поповича и борщ), но чем сильнее катить тем больше вес мешает.
Во вторых на велосипеде с осью сложнее снять колесо. Представте себе ситуацию при которой у одного из велосипедистов панчер. Он снимает ось (допустим что у него самая быстросьемная ось, и он тратит только 20 секунд на снятие колеса, и еще 30 на установку). Был бы у него экцентрик, то колесо он бы снял за 3 секунды, а поставил за 7 - 40 секунд разницы.
Если эти 40 секунд важны, то у экцентрика есть неоспоримое преимущество. А если они не важны, то встает вопрос, насколько преимущества оси окупают ее более высокую стоимость (можно было бы пройти повороты чуть медленее, и колесо бы не сломалось).
P.S. Если отставить мега-прыжки в сторону, то на прямой линии, даже по камням и дропам ось может компенсировать ошибки техники, но в принципе она гораздо важнее именно в поворотах.