Терминология это удел маркетологов. Примерно как и prosumer camera в мире фото. Что это такое мало кто понял, но термин в свое время был на языках.
Позвольте мне описать относительно простыми словами то что я понял, читая рекламные листки и фильтруя необоснованные заявления в стиле "наш настоящий трейл-байк гораздо более трейловее построен и настроен чем их жалкое подобие, фальсификация и эрзац". короче, фильтруя "песнь о паратрупере(ц)".
трейл байк это велосипед для энтузиаста.
Для покатушек, иногда для соревнований любительского уровня.
Так как покатушки у всех разные, то и трейл байки должны удовлетворять разные амбиции.
В общих чертах можно утверждать что трейл байк:
- менее прихотлив с точки зрения посадки чем кросс-кантрийный велосипед
- более отзывчив чем даунхильный холодильник (ц)
- выдерживает разумные дропы и прыжки
- на нем можно подниматься в гору, страдая гораздо меньше чем на 4х или дх аппарате
- на нем можно спускаться быстрее (или, по крайней мере, комфортнее) чем на велосипеде для кк.
Все эти критерии субьективны: если для кого то способность заехать в гору на маленькой звездочке достаточна, но нужна способность прыгать дропы метр на плоскость, то кому то дропов в пол-метра на склон достаточно, но если вел не едет вверх на средней звездочке, то он будет вычеркнут.
Маркетологи это прекрасно понимают, и поэтому все целятся на несколько разные подгруппы энтузиастов. Называя свои творения трейлбайками, ибо модно и продает.
Разные трейл-байки определяют компромисс между подьемами, спусками и прыжками по разному. Практически все ставят упор на спокойную (относительно спец-аггрегатов) управляемость и педалируемость.
P.S.
На самом деле, маркетологи сами начинают путаться: в последнем номере журнала Маунтин Байк Экшн были описаны 10 лучших трейлбайков сезона. Туда попали как СантаКруз Номад с 6.5" хода, так и Редлайн Моноког - стальной синглспид 29" с жесткой вилкой.