Если уж мы заговорили о карбоне, то почему бы не отправиться к рекордсмену??!
Скотт это конечно да. На самом деле, у жены уже есть один скотт (шоссе), и она довольна.
По геометрии, Скотт Спарк - это слегка укороченный Раш. Почти те же углы (рулевая чуть круче), но рама короче. Теория утверждает что эти факторы дадут раме Спарка более точное управление.
Основная "фишка" карбоновых рам - это не вес, по крайней мере не вес сам по себе. Основная "фишка" - это сочетание огромной жесткости на изгиб в горизонтальной плоскости с определенной гибкостью в вертикальной. Таким образом, управление сильно повышается.
Так как современные карбоновые рамы весят примерно столько же, сколько современные алюминиевые (пожалуй, Спарк - это исключение, рама весит очень мало), то конструкторы могут позволить себе придать раме просто огромную жесткость. Для достижения такой же жесткости в металической раме приходится либо накладывать огромное количество металла, либо делать широкие рамы.
Кто прокатился на Ибис Можо знает, как эта рама заходит в повороты без труда. Соотношение такого управления с приемлемым (а иногда и более чем приемлемым) весом и есть основная "фишка" карбоновой рамы.
В чем же расплата?
Во первых, карбон дороже. До тех пор, пока роботы не начнут клеить карбон, производство карбоновых рам останется, по своей сути, ручным процессом. Конечно же, с множеством технологических этапов - но и с множеством ручных. Что само по себе повышает проценты брака - люди склонны ошибаться (см. программирование и баги). Конечно же, пренебрежение стандартами окружающей среды и техники безопасности китайскими потогонками снижает цены (хотя этому вполне успешно противостоят интересы китайских же бизнесменов), но тем не менее - роботы дешевле.
Во вторых: не все карбоновые рамы живучи на скалах и камнях. Можо скорее всего живуч, так как карбона там ну очень много. Можо СЛ??? наверное тоже живуч. Да и Раш, Эндуро СЛ и Стампи тоже живучи. А вот Эпик, Спарк и Скейл наверное предпочтут чтобы их на камни не кидали.
Но как мы уже упомянули, в наших условиях с камнями просто. А вот с финансами хуже - Спарки дорогие... скотины. Дороже чем Раш.
Есть ли за что переплачивать?
Наверное, есть.
Судя по всему, рама Спарка значительно легче чем у Раша. Скотт оправдывает это безобразие новым технологическим процессом (IMP), который позволяет "отливать" передний треугольник "двумя кусками" - рулевая, верхняя и нижние трубы производятся как одно целое, и потом приклеиваются к подседельной трубе.
Дополнительный фактор уменьшения веса - задний треугольник. На Раше он алюминиевый, а на Спарке - карбоновый. Что опять же добавляет жесткости всей конструкции.
Но у Спарка есть и свои... особенности.
Карбоновый амортизатор без платформы, но с тремя положениями хода (управляется с руля) - 110, 70 и 0 (локаут) мм. Так как карбоновый аморт не будет изгибаться в поворотах как это делает обычный, Скотт были вынуждены поставить сферические подшипники в соединениях между амортизатором и рамой. Что конечно же позволит амортизатору меньше терять воздух.
Интегрированная каретка (не BB30, a Шимано; такая каретка теперь применяется на велосипедах Пивот) опять же добавляет жесткости и снижает вес. С другой стороны, замена требует спец. пресса.
Подседельный штырь фантастического диаметра (34.9 mm). Карбоновые штыри не очень дружат с квик-релизами.
Ну и конечно же цена. 4000 за спарк нижнего уровня ("нижний" уровень спарка - это вес меньше 12 кг
но колеса Mavic Crossride
) это много.