• Выдающийся ученый России "отец физиологии" академик И. П. Павлов, пропагандируя велосипед, советовал новичкам увеличивать нагрузки постепенно. Не будете руководствоваться этим правилом - ждите "всяких расстройств". Иван Петрович говорил: "Я ездил до 75-летнего возраста, постепенно начиная езду весной сперва на полторы-две версты, потом на десять, пятнадцать, пятьдесят и т. д. Вот вам последовательность. Я мог быстро ездить, но когда садился на велосипед, то начинал не с быстрого бега, а непременно минуты две-три разъезжался".
• Консультант одной из мануфактурных компаний близ Макклефильда (Англия) Редж Харрис был в пятидесятые годы пятикратным чемпионом мира среди профессионалов в спринтерской гонке по треку. Оставив спорт, Харрис занялся бизнесом. Поддерживать спортивную форму у него не было времени. В результате - сердечный кризис. Оправившись после инфаркта, Харрис возобновил тренировки на велосипеде. Главным принципом он избрал постепенность в увеличении нагрузок. Двенадцать лет тренировался Харрис просто так - для себя, "для румянца", а в 1974 году врачи на медицинском обследовании сказали: "Вы в такой прекрасной спортивной форме, что это даже ненормально для ваших 54 лет". И тогда Харрис решил бросить вызов своим спортивным внукам и вышел на трек. Золотую медаль чемпиона страны он выиграл уверенно и красиво, как в дни своей молодости.
• Специалисты рекомендуют использовать сауну через 18-20 ч после большой велосипедной нагрузки. При этом не следует превышать пребывание в ней в целом более 35 мин при температуре 100-120°, совершая 4-5 "заходов" по 5-7 мин. Менее терпеливые могут сократить время пребывания в парилке, но увеличить количество "заходов".
• Два колеса многих людей сделали счастливыми. Отец космонавтики К. Э. Циолковский всю жизнь не расставался с велосипедом, который, по признанию самого великого мечтателя, для его "здоровья оказался чрезвычайно полезен: улучшил легкие и развил мускулы ног, особенно икряные. Я стал меньше задыхаться при восхождении в гору... Благодаря велосипеду я мог летом каждый день в хорошую погоду ездить за город в лес. Это облегчало купанье, так как Ока была далеко. В училище надо было ходить за три версты, и это стало нетрудно".
• Член-корреспондент Академии медицинских наук Г. И. Косицкий писал: "Население Москвы в целом тратит для поездок на работу и домой около 6 миллионов часов. А ведь общественный транспорт в столице разнообразен и работает в принципе неплохо. И тем не менее средняя скорость передвижения от 12 до 16 км/ч. Почти такая же, как у велосипедиста. Таким образом, самый обычный велосипед сегодня - реальный конкурент любому виду городского транспорта. При этом граждане попутно занимаются интенсивной физической тренировкой".
• Существует афоризм: "Ездить на велосипеде - все равно что класть деньги на сберегательную книжку. Чем больше километров проехал, тем "богаче" стал ваш организм. Но делать взносы надо ежедневно и понемногу!"
Е.М.Архипов
А. В Седов
ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СПОРТ
Москва
<Физкул>
1990