К чайной церемонии, существующей с VII–VIII века, китайцы пришли не сразу. До этого чай «варили» в большом котле, бросая в воду кусочек прессованной лепешки, или, если это было весной, свежие листья. Чай напоминал скорее отвар, чем тот напиток, который мы сейчас называем чаем. Но постепенно китайцы научились обрабатывать и сохранять чайные листья в свежем виде, затем возникла чайная церемония. Та самая, про которую написал китайский поэт VIII века Лю Тун, назвав свой стих «Семь чашек чая».
С чего начинать? Конечно, с посуды и воды.
Романтичные китайцы считали, что, срывая чайный лист и обрабатывая его, они не убивают, а всего лишь усыпляют чай. Поэтому первый предмет, используемый в чайной церемонии — чахэ, чайная коробочка.
Небольшая фарфоровая коробочка овальной формы, удобно помещающаяся в ладонях, нужна для того, чтобы познакомиться с чаем, или «разбудить» его. Пока закипает вода, из большой банки, где хранится чай, деревянной лопаточкой в чахэ насыпают необходимое для заварки количество чая.
Держа чахэ в ладонях, чайный лист согревается от тепла рук. Поднеся к лицу и выдохнув туда, несколько раз «нюхают» чай, после чего чахэ передается по кругу всем участником церемонии, которые делают то же самое. От теплого дыхания чай разогревается, что можно заметить по распустившемуся аромату сухих листьев.
Пока чахэ ходит по кругу, человек, взявший на себя заваривание чая, на специальной чайной доске (чабань) разогревает посуду. Чайная доска может быть разной — деревянной или глиняной, круглой или прямоугольной. Ее суть — «никто никуда не идет». Вся лишняя вода уходит в поддон чайной доски, что позволяет не беспокоиться о пролитой воде. К тому же горячая вода становится своеобразной паровой баней, дополнительно согревая чайную посуду снизу.
Ведущий церемонии, наливает горячую воду в чайник, переливает в кувшинчик, разливает по чашкам и выливает в чайную доску. Посуда разогрета.
Когда чахэ возвращается к заваривающему, он с помощью воронки и палочки аккуратно пересыпает чайные листья в разогретый чайник. Наливает туда воду и тут же переливает в кувшинчик чахай. Чахай переводится как «море чая», а второе название гундао бей — «чаша справедливости».
Дело в том, что чай заваривается все время, пока чайные листья находятся в горячей воде. И если разливать сразу по чашкам, то первому участнику церемонии достанется менее заваренный чай, чем последнему. Поэтому сначала чай переливают в «чашу справедливости», а потом уже разливают по чашкам.
Чай налит, чашки с помощью деревянных щипцов поставлены на подставки и розданы. Можно выпить первую чашку. После чего действия повторяются 7–9 раз, а с очень хорошими чаями можно и до 12 раз.
Для чего такие сложности и чем такое чаепитие отличается от привычного для европейца — из большой чашки?
Все очень просто. Хороший чайный лист может завариваться долго, а растянутое на 7–9 чашек удовольствие позволяет испытать все оттенки вкуса. Первая чашка — очень нежная, ведь чай заваривался всего полминуты. Вторая чашка — более насыщена. И так далее. Чай будто взбирается на гору, а потом спускается вниз — вкус нарастает, а потом постепенно уходит.
Поэтичные китайцы называют чаепитие «беседой с чаем». И ведь действительно такое неспешное действие, за которым можно провести не один час, когда каждая чашка несет в себе не только разный вкус и аромат, но и разное настроение, мысли, вполне можно назвать беседой.
Правильное чаепитие — не просто красивое и приятное действие. Оно похоже на хороший психотерапевтический сеанс с реальным лечебным эффектом. Ведь за час-полтора успокаиваются не только мысли, но и антисептические и лекарственные свойства чая раскрываются во всей полноте. К концу церемонии можно прийти не только с приподнятым настроением и равновесием в душе, а стать здоровее ровно на семь чашек чая. | |