Мои две копейки (ИМХО!) по поводу 'почему на низкой передаче на верх легче' :
1.На "легких" передачах каденс педалирования высокий и поэтому:
-- больше лишних движений
-- время/угол приложения силы меньше
--эффективность "подтягивания" клитами уменьшается
-- подвеска (или для этой темы весь вел) больше раскачивается -> потеря энергии
2.Скорость поднятия на "низких" передачах выше и поэтому :
-- препятствия ввиде камней и ступенек проходятся по инерции и не требуют педалирования на них, которое часто очень не удобное/отдает по педалям/ приходится на "мертвые зоны" и поэтому требует больше усилий.
-- позволяет лучше держать линию/направление велосипеда и таким образом не вылетать на ненужные препятствия , преодоление которых требует дополнительных усилий
-- подъемы быстрее заканчиваются. (меньше времени на высоком пульсе и больше времени на восстановление пока все подтянутся)
3. подъемы на "низких" передачах требуют большей мощности стимулируя быстрое развитие мышечной массы.
Получается интересный эффект : чем мощнее ездок тем эффективней/легче/быстрее он поднимается.
Конечно необходимо что бы "сил" хватило закончить подъем на "низкой" передаче и не кончить себя и покатушку.