АвторТема: О стратегии замены железяк трансмиссии.  (Прочитано 1854 раз)

0 Пользователей и 6 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн lupus

  • *
  • Сообщений: 2229
  • Просто ковбоец!
Когда то, будучи совсем ещё "юным велосипедистом" и начитавшись инфы от "бывалых, педантично менял цепь каждые 2000км пробега. Позже, поговорив с товаристчами, которые считали, что я слишком заморачиваюсь (растяжение очень зависит от режима использования: грязь, набор высот и пр.), я прикупил шаблон для измерения растяжения цепи. И действительно, срок эксплуатации в моём режиме возрос до 3-4 тыс км. Кассету менял тогда , когда при очередной замене цепи на новую, цепь пробуксовывала (особенно на "любимых" передачах).
В прошлом году, в июне, съездил в тур по Альпам поставив перед поездкой новую цепь. Проехал по горам с грузом 1000 с гаком километров. По возвращении померял цепь шаблоном. Шаблон проваливался целиком с обоих сторон. Ессно поменял цепь. Новая цепь пробуксовывала , как на кассете, так и на системе. Это и понятно, если кассету я кое когда менял,  то систему за семь лет ещё ни разу. На "Чейне..." заказал большой подарок, в том числе и кассету с системой. Пока железяки летели в Израиль, я продолжал ездить страшно раздражаясь. Вначале цепь буксовала при небольшой нагрузке, потом при педалировании на подъём... Когда через пару недель пришли железяки цепь уже полностью приработалась и я подумал: а фиг с ним, уже растянется (новая ) цепь, тогда поменяю всё сразу... Так прошло лето, осень и вот уже зима... Это восемь месяцев ежедневнорй езды на работу 30 км\день. Это как минимум 7200км... Цепь не буксует, переключение передач происходит удивительно чётко, а железяки лежат и ждут...
Отсюда вопрос, какой подлянки можно ожидать при таком "несеръёзном" подходе?  А что если с таким железом взять, да и поехать в тур всем "теоретегам" назло? А что если ваще менять трансмиссию всю целиком , но раз в 30-40 тыс км пробега? И ваще, вся эта придуманная "стратегия обслуживания", не "развод кроликов"?   :)

Оффлайн omer

  • *
  • Сообщений: 3207
  • гонки кросс/кантри, МТБ и шоссе марафоны
Re: О стратегии замены железяк трансмиссии.
« Ответ #1 : 09 Марта 2011, 18:59:27 »
  • Вверх
  • Вниз
  • позволь ответить вопросом на вопрос: когда надо удалять аппендицит?

    Оффлайн Wodqnoj

    • Долой нарисованные улыбки!
    • *
    • Сообщений: 3311
    • LSD - LongSteadyDistance
    Re: О стратегии замены железяк трансмиссии.
    « Ответ #2 : 09 Марта 2011, 19:05:20 »
  • Вверх
  • Вниз
  • Все развод кроликов. Нет вела кроме "украины" и ХВЗ - пророк ее.

    Только сейчас под тобой не железный хозяйственный универсал, и катаешься ты не за мылом в сельпо.

    Сущность: имеется стальная цепь. С роликами. 12.7 мм шаг. И зубы на кассете-системе нарезаны/отштампованы с тем же шагом. Но на алюминии/дюрале. Титан не учитываем - он для растопырки пальцев. То-есть - цепь подгоняет трансмиссию под свое растяжение. Сидит уже не в самой глубине профиля, а повыше. Где и подьедает зубы. И отлично работает. До тех пор, пока порвется. Или слетать начнет. К слову сказать, 40 ККм даже пара "сталь-сталь" не выдерживала.
    Так что - 2 Ккм - это хорошо, но менять-то надо не цепь на цепь, а по кругу. Три цепи - одна кассета. Система держит больше - у нее оборотов поменьше будет. А вот если продолжать гонять, А потом, посредине длинной покатушки чего случись -и не починишь ведь... Звезды-то подьедены... Опять же, переключение.
    На хорошей трансмиссии куда меньше сил на него тратится...
    Кста, и кпд изношенной цепи пониже будет - за счет того, что ложится она в самый низ профиля звезды, потом соскальзывает вдоль зуба... трение, однако...
    Уж обогнет Евразию, если по дороге его никто не сьест.

    Оффлайн lupus

    • *
    • Сообщений: 2229
    • Просто ковбоец!
    Re: О стратегии замены железяк трансмиссии.
    « Ответ #3 : 09 Марта 2011, 19:19:58 »
  • Вверх
  • Вниз
  • позволь ответить вопросом на вопрос: когда надо удалять аппендицит?
    Разные школы-разный подход. Как и с моим вопросом. В "совке" - при обострении, в Штатах - в младенчестве  :)... По желанию родителей или в принудиловку, этого уж не знаю.

    Оффлайн lupus

    • *
    • Сообщений: 2229
    • Просто ковбоец!
    Re: О стратегии замены железяк трансмиссии.
    « Ответ #4 : 09 Марта 2011, 19:26:18 »
  • Вверх
  • Вниз
  • Все развод кроликов. Нет вела кроме "украины" и ХВЗ - пророк ее.

    Только сейчас под тобой не железный хозяйственный универсал, и катаешься ты не за мылом в сельпо.

    Сущность: имеется стальная цепь. С роликами. 12.7 мм шаг...
    Wodqnoj, с теорией более менее понятно. Просто хочу установить предел  :)

    Оффлайн sanchez

    • 052-6161489
    • *
    • Сообщений: 10339
    Re: О стратегии замены железяк трансмиссии.
    « Ответ #5 : 09 Марта 2011, 19:27:51 »
  • Вверх
  • Вниз
  •  По существу ничего дельного в голову не приходит. Я не разу так не укатывал ни цепь не кассету не систему. Послушно раз в год а бывает и чаще меняю банкноты на железяки думая что так оно должно быть, А бывало выкладывал сотни шекелей меняя новое на новое что бы получить на один два зуба больше, что поделать... жертва маркетинга  :-\

    Люпус, а сколько прошла система то? и что за модель?

    Изучаю гравитацию

    Оффлайн lupus

    • *
    • Сообщений: 2229
    • Просто ковбоец!
    Re: О стратегии замены железяк трансмиссии.
    « Ответ #6 : 09 Марта 2011, 19:45:57 »
  • Вверх
  • Вниз

  • Люпус, а сколько прошла система то? и что за модель?

    Система, купленная вместе с Меридой в августе 2003го уровня Аливио. Проходила самое меньшее по 6 тыс\год.

    Оффлайн omer

    • *
    • Сообщений: 3207
    • гонки кросс/кантри, МТБ и шоссе марафоны
    Re: О стратегии замены железяк трансмиссии.
    « Ответ #7 : 09 Марта 2011, 20:10:13 »
  • Вверх
  • Вниз
  • Разные школы-разный подход. Как и с моим вопросом. В "совке" - при обострении, в Штатах - в младенчестве  :)... По желанию родителей или в принудиловку, этого уж не знаю.

    вот ты сам себе и ответил. Если денег много а времени мало, лучше менять заранее. Если наоборот, лучше не менять до обострения. Все вкатывается в "risk management" : предпочтительнее ли платить больше при известном риске, или же платить меньше при риске неизвестном.

    Wodqnoj, с теорией более менее понятно. Просто хочу установить предел  :)

    предел то будет статистический. а как попадешь на ремонт, все станет очень конкретным и практическим.

    пример:

    на шоссере (где то 12ткм за 3 года), я пока что цепь не менял. И кассету не менял. И систему не менял. Менял оплетку на руле, это да. И раму протирал... наверное.
    (цепь/кассета "ультегра", типа хт. система фса).

    а на горных велосипедах (их только за время жизни шоссера поменялось 3 штуки) цепи менялись очень часто. Почившая в самом раннем возрасте была закушена камешком, и порвалась через две недели.  это был мой первый блюр, я тогда ходил в шоке. Примерно одна цепь за время жизни велосипеда, это примерно раз в год.

    12ткм я на горном велосипеде еще, по моему, не проехал. ну может если учитывать вообще все горные велосипеды на которых я катался (8 штук), включая прогулки по тель авиву/яркону в 2000 году и по бен шемену/какой то фигне на юге с огромным камнем на котором Пашка сделал аватарку в 2004.

    Оффлайн vadimn

    • *
    • Сообщений: 4412
    • 050-7417278
    Re: О стратегии замены железяк трансмиссии.
    « Ответ #8 : 09 Марта 2011, 20:14:19 »
  • Вверх
  • Вниз
  • Система, купленная вместе с Меридой в августе 2003го уровня Аливио. Проходила самое меньшее по 6 тыс\год.

    Слышал я такую интересную вешь про сидру Аливиа, типа она не убиваемая....
    Сам меняю цепь когда замеритель показывает .75, не менять не пробовал но знаю опять же по рассказам старост нашего спорта, что если довести цепь до 1.0 то просто сменной цепи уже не отделаешься, т.е. надо будет менять кассету и звёзды на кранке, а это намного дороже стоимости цепи -120ш.

    Оффлайн omer

    • *
    • Сообщений: 3207
    • гонки кросс/кантри, МТБ и шоссе марафоны
    Re: О стратегии замены железяк трансмиссии.
    « Ответ #9 : 09 Марта 2011, 20:23:17 »
  • Вверх
  • Вниз
  • да да, на горных я и звезды системы менял. С Шимано на Рейс Фейс. Причем всегда самая сьеденая звезда была средняя.
    Аливио это 8 скоростей, она толстая. Плюс, если там звенья плоские, а не хитровыгнутые как на 9/10 скоростных, то цепь тянуться наверное будет меньше.

    кстати, как я помню, на Шимано трансмиссия до серии Деор включительно была стальная. И система, и кассета. Сейчас наверное уже сплавы.

    Оффлайн lupus

    • *
    • Сообщений: 2229
    • Просто ковбоец!
    Re: О стратегии замены железяк трансмиссии.
    « Ответ #10 : 09 Марта 2011, 20:28:08 »
  • Вверх
  • Вниз

  • пример:
    на шоссере (где то 12ткм за 3 года), я пока что цепь не менял. И кассету не менял. И систему не менял. Менял оплетку на руле, это да.
    Это твоё принципиальное отношение к железу или это допускается "по букварю" ?

    Оффлайн Wodqnoj

    • Долой нарисованные улыбки!
    • *
    • Сообщений: 3311
    • LSD - LongSteadyDistance
    Re: О стратегии замены железяк трансмиссии.
    « Ответ #11 : 09 Марта 2011, 21:17:12 »
  • Вверх
  • Вниз
  • Моя любимая, с недавних пор, поговорка: понты дороже денег.
    Поэтому и апгрейд и обновление определяются бюджетом, а не износом... Ведь вел - любимая игрушка - отчего ж не порадовать его чем-нить этаким...

    А практика говорит:каждый сам себе лучший механик. Так что - приучай себя к мысли, что возиться с железками (особенно под дождем на каком-нибудь альпийском перевале) - самый великий кайф из возможных. И будет тебе щастье.
    Уж обогнет Евразию, если по дороге его никто не сьест.

    Оффлайн omer

    • *
    • Сообщений: 3207
    • гонки кросс/кантри, МТБ и шоссе марафоны
    Re: О стратегии замены железяк трансмиссии.
    « Ответ #12 : 10 Марта 2011, 05:01:07 »
  • Вверх
  • Вниз
  • Это твоё принципиальное отношение к железу или это допускается "по букварю" ?

    мое принципиальное отношение к железу очень просто, и выражается словом прагматизм.

    Система ценностей Омера:

    1. Велосипед должен более/менее подходить по назначению. Есть перцы которые катают обьемы на Бромптоне, но это против концепции.
    2. Велосипед должен как можно точнее подходить по размеру.
    3. Велосипед должен быть как можно более стандартизованным и ремонтопригодным. Многие изделия Спеша и Канондейла по этой причине не для меня.
    4. Велосипед должен быть как можно более легким в рамках вышеозначенных требований, и в пределах разумного (для меня) бюджета.
    5. Велосипедов должно быть как можно меньше, в пределах разумного компромисса. Т.е. когда я езжу на NorthStar то даунхильный велосипед я беру там на прокат. Ибо нынче это происходит редко.

    Теперь, исходя из системы ценностей, стратегия ремонта проста: прагматизм, с приоритетом снижения риска поломки.

    С одной стороны, я хочу снизить количество ремонтов. Потому что во время ремонта я кататься не могу. Времени у меня мало, иногда авралы и дежурства, поэтому как минимум один велосипед должен быть готов к езде.

    С другой стороны, я хочу снизить расходы. Как одноразовые, так и текущие.

    Возникает вопрос: как этого добиться? Мой подход: контроль состояния (к примеру с помощью хитрой хреногулины для проверки длинны цепи), ремонт в соответствии с рекомендациями производителя (к примеру, использование динаметрического ключа и свежей тормозной жидкости), и избегание импровизированных решений (к примеру, колеса были конверсированны на тьюблесс с помощью набора от Стена а не с помощью "народной" камеры от БМХ).

    Если конкретнее, то:
    На шоссере пока что самый большой расходник это покрышки. Трансмиссия пока что нормально себя ведет
    Цепь на шоссере пока что не растянулась, и менять я ее не буду, пока хитрая хреногулина для измерения длинны не провалится. Втулки уже болтаются, поэтому ремонт/замена необходимы. Седло треснуло, но мне это не мешает пока. Троссики надо менять. И.т.д.

    Во время замены я предпочитаю вкладываться в более качественные компоненты, особенно когда речь идет о ходовой части: колеса, трансмиссия, тормоза. Статические компоненты, как то руль, подседельный штырь или вынос я подбираю по методу "достаточного" компромисса. ТО амортизаторам осенью, и если зима была грязная то и весной.

    Как то так.
    насчет "букваря": конечно допускается, исходя из предположения что износ есть как измерять и контролировать.

    на "авось" полагаться я не люблю и не рекомендую, даже если есть положительные примеры.

    Оффлайн RestiveX

    • Ринат
    • *
    • Сообщений: 592
    Re: О стратегии замены железяк трансмиссии.
    « Ответ #13 : 10 Марта 2011, 08:37:45 »
  • Вверх
  • Вниз
  • lupus
    1.если цепь не менять, то вся система отходит примерно 8-12 тыс. км. и прийдется менять касету+цепь+шатуны (передние звезды)
    2.самый оптимальный вариант: 3 цепи менять по кругу через каждые 1-2тыс км. этот вариант позволяет само максимально продлить срок службы оставшейся  системы (звезд). все цепи одинаково изнашиваются и находятся в одинаковом состоянии с системой (не проскакивать).
    3.простой вариант, у кого есть деньги на цепи, а на систему жалко и кто не хочет заморачиваться лишний раз, но при этом немного продлить срок службы системы - каждые 2тыс.км. покупать новую цепь. (система отработает до состояния, когда новая цепь начнет проскакивать, но не полностью выработается)

    я езжу на 2 варианте (система и 3 цепи HG51) - уже накрутил 16тыс.км. пора уже менять всё.

    что еще хотел сказать: капзец системе смотри по зубьям выработаных звезд. когда они острые уже (остроконечный треугольник /\ а не трапеция /-\ )-это и есть полный износ звезды. пока еще есть площадка - более-менее на родной цепи кое-как еще можно ездить. (это в ответ на твой вопрос, когда наступает критический предел).

    ну и еще один момент, когда выработал у себя 5 звезду сзади (любимая была) то перешел на вариант, когда я эту звезду не использую 1-6, 2-3. и уже второй год так катаю ))) привык довольно-таки быстро )))
    вырабатывается она в основном, когда спереди 2 стоит. да и передняя 2 - самая нагруженная звезда, поэтому почаще спереди 1 надо использовать!

    omer аливио - это 8 скоростей, но она не сильно толстая и звенья тоже октолинк (хитровыгнутые как ты сказал). это альтус 7скоростной - тот плоский и толстый и отслужит само дольше. а кто хочет вечную цепь (как на украине ХВЗ) - тому прямая дорока к сингл-спиду ))) и цепи какойто зверской BMXакерской )))
    « Последнее редактирование: 10 Марта 2011, 08:43:04 от RestiveX »
      • Физические возможности: ▌▌▌▌▌▌▌▌▌▌ (10/10)      • Технические навыки: ▌▌▌▌▌▌▌▌▌▌ (10/10)    (расчет).

    Оффлайн omer

    • *
    • Сообщений: 3207
    • гонки кросс/кантри, МТБ и шоссе марафоны
    Re: О стратегии замены железяк трансмиссии.
    « Ответ #14 : 10 Марта 2011, 10:17:24 »
  • Вверх
  • Вниз
  • я тут глянул: цепь я таки поменял. потому что была ультегра, а сейчас не ультегра. и не растянутая.

    когда я это сделал, я не помню. наверное в прошлом году. цепи я меняю когда они растягиваются.