Очень интересно!
Ждемс ...
Вкратце: традиционная геометрия для шоссейников предпологала некую зависимость между длинной подседельной трубы, и длинной верхней трубы. Нынче, с компактными рамами, такой зависимости нет. Более того, на рамах разного размера зачастую угол наклона подседельной трубы разный.
Возьмем к примеру линейку Фельт Ф. 3 самых маленьких размера:
http://2009.feltracing.com/09-catalog/road/f-series/09-f3-sl.aspx нажимаем на таб "геометрия" и смотрим на длинну верхней трубы первых 3х размеров.
размер 50 имеет длинну 525 мм
размер 52 имеет длинну 535 мм
размер 54 имеет длинну 545 мм
вроде все честно: рама размера 54 на 20 мм длиннее чем рама размера 52. Или нет?
смотрим ниже, на параметр front-center. это расстояние от каретки до оси переднего колеса. гм.
размер 50 имеет фронт-центр 590 мм
размер 52 имеет фронт-центр 588 мм
размер 54 имеет фронт-центр 589 мм
Т.е. у всех трех рам это расстояние одинаковое... у самой мелкой почему то оно выше.
выше оно потому что запихнуть колесо 700 мм в мелкую раму это непросто. дополнительная индикация: угол подседельной трубы. поэтому на мелкой раме наклон рулевой ниже. Но: размер подбирается так, чтобы рулежка была бы устойчивой, а для этого вес должен быть между колесами. Т.е. рамы 50 и 52 у фельта одинаковы по сути. на раме 50 рулежка будет чуть тупее, зато 52 будет выше.
То же самое, но в большей степени применимо к другим велосипедам, например к спешу модели тармак:
http://www.specialized.com/us/en/bc/SBCBkModel.jsp?spid=39247нажимаем на линк "геометрия" и смотрим на длинну верхней трубы первых 3х размеров.
размер 49 имеет длинну 518 мм
размер 52 имеет длинну 537 мм
размер 54 имеет длинну 548 мм
размер 49 имеет фронт-центр 576 мм
размер 52 имеет фронт-центр 576 мм
размер 54 имеет фронт-центр 583 мм
Т.е. равномерного прироста нету, а есть скачки.
Но фронт-центр не есть "правидивая" метрика размера: во первых угол рулевой, во вторых оффсет вилки.
Некий Дэн Эмпфилд (основатель компании Кинтана Ру) пропагандирует подход основанный на расстоянии по горизонтали от каретки до руля, и по вертикали от руля до земли.
некоторые производители, например Кэннондейл, перешли на такие метрики:
смотрим тут (и нажимаем на линк "Geo")
http://www.cannondale.com/bikes/road/elite-road/2011-supersix/2011-supersix-hi-mod-team-16556или например сервело:
http://www.cervelo.com/en_us/bikes/2011/RS/geometry/ вот теперь можно утверждать что суперсикс размера 50 отнюдь не короче на сантиметр чем сервело рс размером 51, а вовсе даже длиннее на 9 мм.
Вот такая фигня с размерами.