АвторТема: Угол установки рулевой колонки  (Прочитано 2291 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Bedolaga

  • *
  • Сообщений: 5205
Угол установки рулевой колонки
« : 07 Марта 2007, 07:42:01 »
  • Вверх
  • Вниз
  • Кто-нибудь может развернуто и с примерами объяснить зависимость поведения велосипеда от угла установки рулевой колонки? Ну и личные ощущения от пользования разных.
    Наткнулся сегодня на фразу типа "вел с углом рулевой 68 в гору не едет". Упс. Жалко его как-то стало. Не едет, и все тут. Или, если не знать о том, что он "в гору не едет", то можно просто заехать в эту самую гору и радоваться жизни?

    Оффлайн mdizengof

    • "Фонарь",отрастивший 35W галогена и 2 кг аккумуляторов
    • *
    • Сообщений: 2434
    • Акын,yкротитель Буцефала
    Угол установки рулевой колонки
    « Ответ #1 : 07 Марта 2007, 11:24:22 »
  • Вверх
  • Вниз
  • Правилно,Бедолага-меньше знаешь-дальше едеш!А чаще и быстрее!

    Оффлайн BarbaCat

    • Самый занудный
    • *
    • Сообщений: 4507
    • Уставший человек
    Угол установки рулевой колонки
    « Ответ #2 : 07 Марта 2007, 12:39:47 »
  • Вверх
  • Вниз
  • Bedolaga
    Ну понятно что это алегория и относительное сравнение ;)
    Просто как правило угол 68 - это даунхильный агрегат с большой, тяжолой и длинной(150-200 или даже 300) передней вилкой!
    Да и сам он весит как правило от 18+ до 24-27 и подвески на нём шибко длинно ходные и следовательно бампинг добивает остатки сил.
    Вот и получается что по сравнению с 9кг кросс кантрийником он таки не едет в гору :)
    На нём СИЛЬНО тяжелее заезжать в горки.
    Правда если на нём научиишься в горы заезжать... у-у-у столько силы у тебя будет немерянной ;)
    Хатихат Хомяк ©Tempo :)

    Оффлайн Bedolaga

    • *
    • Сообщений: 5205
    Угол установки рулевой колонки
    « Ответ #3 : 07 Марта 2007, 13:45:05 »
  • Вверх
  • Вниз
  • Отмазки по весу не катят - это другая тема.
    Меня именно углы интересуют. Хочу теоретических выкладок, с формулами, графиками, 3-Д моделями и т.д. :)

    А иначе мне все это напоминает разговоры, типа - Хундай Акцент не едет! Не едет в гору, блин, и все тут. А вот скажите мне - кто-нибудь видел хоть раз Акцен, который по дороге на Иерусалим обратно покатился? Или еще - Победа, например, имела двигатель в 50 лошадок. И везде ехала.

    Оффлайн anatoly

    • *
    • Сообщений: 2812
    • 054-220-47-02
    Re: Угол установки рулевой колонки
    « Ответ #4 : 03 Июня 2007, 01:13:15 »
  • Вверх
  • Вниз
  • Ни схем ни моделей - на фиг не надо, достаточно,
    элементарнейшего эксперимента на себе - разверните вилку на 180 градусов и попробуйте проехать прямо ;)  Трудно? АГА...
    Чем больше наклон рулевой тем больше плечо обкатки и тем больше вел стремится ехать прямо т.е. тем труднее его повернуть. И наоборот.
    Так туристу, трековику и даунхильщику нужна устойчивость - у них и больше наклон рулевой, для фристайла и шоссейных гонок нужнее острая реакция на руль - там рулевая колонка ближе к вертикали.

    Оффлайн Gofchik

    • Велокрушитель
    • *
    • Сообщений: 1825
    • Merida Big Air
    Re: Угол установки рулевой колонки
    « Ответ #5 : 03 Июня 2007, 06:18:45 »
  • Вверх
  • Вниз
  • Димка ты ни как стиль поменял? На ДХ пересел  ???  ;)
    Крылья вырастают в полете.... А А А А А!!!

    Оффлайн omer

    • *
    • Сообщений: 3207
    • гонки кросс/кантри, МТБ и шоссе марафоны
    Re: Угол установки рулевой колонки
    « Ответ #6 : 06 Июня 2007, 01:35:20 »
  • Вверх
  • Вниз
  • Попытаюсь объяснить...

    Сначала, немножко механики. Графики я возьму из интернета:

    Итак: велосипед:


    Колесо имеет ось поворота, и точку касания с поверхностью.

    Когда мы поворачиваем руль велосипеда, мы прилагаем определенную силу к оси поворота, а масса велосипеда выражается в силе, приложенной к точке касания колеса с поверхностью. Вертикальная составляющая этой силы уходит в колесо (подвеску), а горизонтальная - сопротивляется повороту. Как результат двух сил (поворот оси, и масса велосипеда), колесо проскальзывает вбок, и точка касания отходит вбок от оси велосипеда. Как результат - велосипед поворачивает.

    Одновременно с поворотом, происходит следующее: так как точка касания колеса и виртуальная точка пересечения оси поворота с землей не находятся на прямой, соединяющей две точки контакта велосипеда с поверхностью земли, трение приводит к возврату колеса в прямое положение.

    Плечо верхней силы - это длинна "руля". Плечо нижней - расстояние между точкой касания колеса и предпологаемой точкой пересечения оси колеса и поверхностью. Чем больше плечо "нижней" силы, тем сильнее колесо "возвращается" назад при повороте, и тем труднее повернуть колесо.

    Плечо "нижней" силы зависит от следующих параметров:
     - Угол наклона рулевой - чем меньше угол, тем больше плечо.
     - Диаметр колеса - чем больше колесо, тем больше плечо.
     - Наклон велосипеда в продольной плоскости: если велосипед спускается, тогда точка касания переднего колеса ближе к точке пересечения рулевой оси с землей. Если велосипед поднимается, тогда дальше.
     - Горизонтальное расстояние между виртуальной осью и точкой соединения колеса.

    Выражается "нижнее плечо" следующей формулой:

        Trail = (R_w *cos(A_h) - O_f)
                  ----------------------
                      sin(A_h)

    Где Rw - радиус колеса, Ah - угол рулевой колонки относительно горизонта и Of это расстояние передней втулки от виртуальной оси (fork offset or rake). Очевидно, что чем больше наклонен велосипед назад, тем больше A_h, таким образом, Trail стремиться к бесконечности (функция приближена к функции котангенса).

    Подведем итоги:

    -  Для хорошей курсовой стабильноси лучше наклонять рулевую поменьше: 68-69 на плоскости, 64-65 для даунхиллеров.
    - Для резкого управления имеет смысл наклонять рулевую побольше: 70-71 на плоскости, 71-72 на подьемах.
    - Для больших колес углы рулевой значительно увеличиваются: Intense Spyder FRO 29 имеет угол рулевой 73, но рулится как 70.

    Так что же с утверждением что велосипед "в гору не едет"?

    А очень просто: Из вышесказанного получается что чем выше уклон в гору, тем больше плечо "нижней" силы, и тем сильнее велосипед сопротивляется поворотам при подьеме. Стабильность становиться очень низкой, велосипед постоянно "уводит" из стороны в сторону.


    Источники (англ):

    http://en.wikipedia.org/wiki/Bicycle_and_motorcycle_dynamics
    http://en.wikipedia.org/wiki/Rake_%28angle%29


    « Последнее редактирование: 06 Июня 2007, 02:12:59 от bad »

    Оффлайн Bedolaga

    • *
    • Сообщений: 5205
    Re: Угол установки рулевой колонки
    « Ответ #7 : 06 Июня 2007, 08:02:48 »
  • Вверх
  • Вниз
  • Спасибо. С теорией разобрались. Теперь надо лабораторную работу сделать - на одном и том же подъеме покататься на разным велосипедах и почувствовать (и попытаться инструментально замерить) это самое "в гору не едет". Уж очень интересно.

    bad

    • Гость
    Re: Угол установки рулевой колонки
    « Ответ #8 : 06 Июня 2007, 15:13:32 »
  • Вверх
  • Вниз

  • Теперь надо не лабораторку делать а оформить с этого статью и на главную. Автор не против ?

    Оффлайн Bedolaga

    • *
    • Сообщений: 5205
    Re: Угол установки рулевой колонки
    « Ответ #9 : 06 Июня 2007, 15:43:55 »
  • Вверх
  • Вниз
  • Цитировать
    Теперь надо не лабораторку делать
    Категорически не согласен! А какже инструментальный контроль? :)

    Оффлайн mdizengof

    • "Фонарь",отрастивший 35W галогена и 2 кг аккумуляторов
    • *
    • Сообщений: 2434
    • Акын,yкротитель Буцефала
    Re: Угол установки рулевой колонки
    « Ответ #10 : 06 Июня 2007, 16:54:32 »
  • Вверх
  • Вниз
  • Цитировать
    Теперь надо не лабораторку делать
    Категорически не согласен! А какже инструментальный контроль? :)


    Оффлайн Bedolaga

    • *
    • Сообщений: 5205
    Re: Угол установки рулевой колонки
    « Ответ #11 : 06 Июня 2007, 17:40:48 »
  • Вверх
  • Вниз
  • Ну, Марк, за язык тебя никто не тянул - жду ласты :)

    Оффлайн omer

    • *
    • Сообщений: 3207
    • гонки кросс/кантри, МТБ и шоссе марафоны
    Re: Угол установки рулевой колонки
    « Ответ #12 : 07 Июня 2007, 23:05:57 »
  • Вверх
  • Вниз

  • Теперь надо не лабораторку делать а оформить с этого статью и на главную. Автор не против ?

    Это про меня? я не против.

    bad

    • Гость
    Re: Угол установки рулевой колонки
    « Ответ #13 : 08 Июня 2007, 02:48:16 »
  • Вверх
  • Вниз
  • В воскресение сделаю. Спасибо