Объясняю на пальцах.
Берем два колесика - одно большое и одно маленькое. Располагаем их рядышком, так чтобы их оси были параллельны, а колеса касались друг друга боками. Если крутить одно колесо, то оно будет раскручивать второе. Тут возражений нет?
Ситуация первая. Ведомое (то, которое мы крутим) колесо маленькое. Ведущее - большое. Скорость вращения большого колеса будет меньше скорости вращения маленького. Тут возражений нет? По-простому - имеем потерю скорости вращения с увеличением так сказать силы (крутящего момента). Теорию этого явления рассмотрим потом (возможно по дороге на юг на покатушки
). Сейчас главное - маленькое колесо крутится легко и быстро и при этом раскручивает большое, которое крутится медленней, но обадает "большей мощностью". Такая передача называется "понижающая".
Ситуация вторая. Все наоборот. Ведущее колесо - большое, а ведомое - маленькое. Большое крутится неспеша, но маленькое при этом колбасится уже не по-детски (блин, во я терминологию ввел). Это зовется "повышающей" передачей.
В рассмотренном выше агрегате все где-то так и выглядит. Тока колеса не имеют непосредственного контакта, а "общаются" через шарики. А шарики эти не простые, а присобачены к интересному устройству, которое позволяет как-бы менять размеры ведущего и ведомого колеса. Эх. Вобщем при встрече доступно нарисую
Ну а в качестве бонуса за терпение объясню за 3 минуты почему самолет летает